Этот фильтр является аналогом программы
NeatImage, с его помощью подавляют шумы на цифровых фотографиях. Рассмотрим этот фильтр более детально...
В
сегодняшнем занятии мне хотелось бы снова вернуться к процедуре
подавления шумов, которая является одной из самых востребованных в
процессе обработки фотографии, особенно начинающими фотографами,
которые не обладают серьезной профессиональной цифровой фототехникой.
Уровень шумов для них и их подавление совсем не теоретическая проблема.
Сегодня мы рассмотрим работу одного из новых плагинов к ФШ – это
Noiseware Professional. Я думаю, что процедуру инсталляции данного
плагина можно не описывать, поскольку она стандартная и не представляет
никакой трудности для наших читателей. В результате этой процедуры в
списке фильтров ФШ должен появиться еще один: Filter-Imagem
onic-Noiseware Professional.
Приступим к его детальному изучению. Надо заметить, что общий вид интерфейса данного фильтра очень напоминает уже известный вам
Neat Image,
который мы уже детально рассматривали в одном из прошлых журналов. В
связи с этим его изучение несколько упрощается. Для пояснения работы
возьмем достаточно тяжелую и «запущенную» фотографию белочки. Снимок
был сделан при ISO 800 в достаточно сложных условиях освещенности,
поэтому в тенях мы имеем очень большое количество неприятных шумов,
которые практически губят всю работу.
На приведенном увеличенном фрагменте фотографии очень хорошо видно
артефакты, вызванные высокой чувствительностью матрицы. Конечно, нужно
понимать, что полностью восстановить подобную работу так, что бы у
белочки было видно все шерстинки невозможно, но сделать работу более
приятной для просмотра можно, тем более что шумы наиболее заметны на
чистом фоне, а с этой задачей новый фильтр справляется достаточно
хорошо.
При открытии фильтра он сразу выстраивает шумовой профиль в
автоматическом режиме с установками «по умолчанию», в отличие от
фильтра Neat Image, который требует выделения зоны для образца шума. Но
и здесь есть возможность ручного выбора образцов, причем значительно
более гибкая, чем в Neat Image. Итак - изучаем интерфейс:
- панель управления предварительным просмотром.
- стандартная «ручка» перемещения картинки в окне просмотра.
- ручное выделение одного фрагмента изображения, как образца шума.
- ручное выделение нескольких фрагментов образцов шума.
- вперед – назад по «истории» операций.
- деление окна превью: одно, вертикальное и горизонтальное деление.
В случае одного большого окна просмотр изображения до воздействия
фильтра осуществляется нажатием левой клавиши мышки в окне на любом
фрагменте.
При делении окна превью одна из половинок служит для отображения
исходного изображения, другая половина для результирующего изображения.
Окно основных установок программы при работе с изображением.
Noise Level – уровень шума, группа имеет два движка:
Luminance – яркостной шум.
Color – цветовой шум.
Диапазон регулировок обоих движков ± 20%.
Noise Reduction – подавление шумов:
Luminance– яркостной шум.
Color– цветовой шум.
Диапазон регулировок обоих движков 0-100%.
Помимо установок по умолчанию, фильтр имеет достаточно много так
называемых "заготовок", предустановок различных вариаций шумового
профиля для разных случаев жизни.
Я не стану подробно описывать работу каждой из предустановок шумового
профиля, поскольку это займет слишком много времени. Предоставляю вам
право первооткрывателей на этом интересном пути, тем более, что любую
из этих установок вы можете изменить в процессе работы и сохранить эти
изменения в своем собственном профиле CUSTOM.
Продолжаем знакомство с интерфейсом программы. Данная панель содержит в себе четыре вкладки:
Detail – деталировка.
Detail Protection – сохранение деталей в яркостном и цветовом каналах,
позволяет уменьшить влияние фильтра на мелкие детали в яркостном и
цветовом каналах.
Detail Enhancement – расширенная детализация, позволяет непосредственно
в фильтре повышать Sharpening (резкость) и Contrast (контраст).
Edge Smoothening – сглаживание границ. Это в большей степени относится
к основным переходам «свет – тень», то есть к контурам объекта, дабы
воздействие повышения резкости не было столь заметным, и работа не
выглядела бы «перешарпленной».
Frequency – частотный спектр (диапазон) шумового профиля изображения.
Ручная настройка шумового профиля изображения по спектральному составу
шума. Поскольку шум может отличаться по своему характеру, например, шум
матрицы имеет высокочастотный и среднечастотный характер. Это позволяет
избирательно настроить подавление шума в каждом конкретном случае.
Более подробно к составу шума мы вернемся чуть позже на наглядном
примере при исследовании картинки.
Tonal Range – тональный диапазон, в котором необходимо произвести подавление шума.
Shadows –тени.
Midtones - средние тона.
Highlights - света.
Color Range - цветовой диапазон распределения шума. Здесь, я думаю,
пояснения не требуются, поскольку принцип работы всех регулировок
одинаков и отличаются только по диапазону воздействия.
Для большей наглядности и пояснения качественных характеристик шума я
приведу несколько примеров шумовой картины отвлеченного изображения.
Комбинированный шум – содержит практически все составляющие, о которых упоминалось выше.
Типичный «яркостной» сильный (Luminance mid frequency noise) среднечастотный шум.
Типичный «яркостной» (High frequency noise) высокочастотный шум.
Среднечастотный ( Mid frequency noise) цветовой шум.
Низкочастотный (Low frequency noise) шум .
Сверхнизкочастотный (Very Low frequency noise) шум.
Увеличив свое изображение, вы сможете достаточно точно определить
характер шумовой картины и сделать необходимые установки. Тем более что
программа вам в этом поможет, выстроив свой шумовой профиль в
автоматическом режиме, а ваша задача более точно ее настроить по своему
желанию и усмотрению.
Теперь более подробно подойдем к шумовой картине и ее составу.
Программа автоматически, на основе анализа всего изображения, построила
шумовой профиль, который мы сейчас и рассмотрим, а затем будем решать:
подойдет он нам или нет. Для этого обратим внимание на нижний правый
угол рабочего поля фильтра с построенными кривыми.
Данная диаграмма строится программой в LAB формате, который содержит
три канала: Y – яркостной канал и цветоразностные каналы Cr и Cb. Как
видно из диаграммы шум имеет ярко выраженный высокочастотный характер.
Это говорит о том, что шум соизмерим с размером пиксела или около того,
а также характер шума имеет выраженную яркостную составляющую. При этом
нужно учитывать и то, что программа при построении шумового профиля
учитывала и характер самого изображения (мелкие и крупные фрагменты
изображения).
Более детально шумовой спектр можно увидеть, нажав на пиктограмму в
правом нижнем углу, в виде стилизованной буквы i (information).
Очень хорошо видно из спектрограмм, распределенных по четырем частотным
спектрам, как распределяется шум в данной картинке. Для сравнения
давайте построим профиль в ручном режиме на основе анализа фрагментов
изображения на чистых фоновых участках, не содержащих полезной
информации.
Для этого мы перейдем в ручной режим выделения нескольких фрагментов изображения, пиктограмма
Выберем участки изображения, которые не содержат «полезной» информации,
а только шум на достаточно ровном фоне, то есть те участки, о которых
мы знаем уверенно, что там ничего лишнего не должно быть. Обычно для
этого очень хорошо подходит небо, море, просто ровный фон или глубокая
тень. Плохо подходит для этого элементы изображения, содержащие мелкие
детали: песок, листья деревьев, кустарник и т.п. В данном случае шерсть
животного по своей структуре очень похожа на шум, поэтому ее лучше
исключить, хотя в каждом конкретном случае вам придется решать
самостоятельно. Тем более что вы можете записывать созданные вами
профили для вашего конкретного аппарата и различных уровней ISO, сделав
специальные тестовые кадры ровных участков, например неба. Как видите,
шумовой профиль, построенный программой в автоматическом режиме,
несколько отличается от «ручного» варианта именно потому, что мы
исключили из профиля информативные элементы изображения. При этом все
равно его характер выжжен более явно именно в высокочастотной области,
хотя и с меньшей амплитудой. Теперь будем настраивать вручную
необходимые параметры фильтрации. Надеюсь, что вы не забыли, что все
действия производятся с копией изображения на отдельном слое? Тогда
смелее вперед!
После нескольких минут работы установки сложились следующим образом:
Получилось из всего этого вот такое воздействие на исходное изображение:
Несколько далеко от желаемого идеала, но мы только на полпути к успеху.
Для дальнейшего успеха нужно проявить фактуру зверюшки, удалив с нее
излишние следы воздействия фильтра. Как? Об этом я писал в прошлых
статьях, посвященных этой теме, так что вспоминайте.
Вот такой результат. Конечно, я уже говорил в самом начале, что супер
снимок из этого сделать не получится, но существенно улучшить его
восприятие, думаю, получилось. При необходимости обработку можно
повторить в других частотных диапазонах. Помните, что в случаях, когда
шум накладывается на изображение с обилием мелких фрагментов,
соизмеримых по размеру с самим шумом очистить изображение очень трудно.
Автор статьи: Юрий Тамазин
взято с
http://zerolayer.ru